Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость и, без преувеличения, сегодня является приоритетной с точки зрения национальной безопасности страны. Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться – есть важнейшее условие успешного развития России. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников «Гражданин и патриот» указано, что «современное российское общество должно быть нацелено на воспитание таких качеств личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа». Важная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности отводится и школе. Каждое образовательное учреждение, выстраивая учебно- воспитательный процесс, стремится чтобы из стен школы мог выйти человек не только с образованием, но и такими прекрасными человеческими качествами, как любовь к Родине, верность чести и долгу, товарищеская взаимопомощь, духовность. Центром патриотического и духовно-нравственного воспитания в учебном заведении является школьный музей.
Музей соединяет многие поколения жителей нашего города, хранит лучшие традиции школы, через любовь к малой родине воспитывает настоящих патриотов своей страны, пробуждает чувство милосердия, уважения к людям старшего поколения, ветеранам войны и труда, демонстрирует взаимосвязь поколений, воспитывает чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире. Воспитание патриота и гражданина происходит не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, в процессе сохранения и экспонирования подлинных исторических документов, воспоминаний родных, знакомства с домашними архивами. Изучение родного края является основой для гармоничного всестороннего развития личности школьника, создаёт тот нравственный стержень, который поможет человеку противостоять натиску бездуховности, сформировать чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия. «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может быть рост духовной культуры всего общества» Д.С. Лихачёв. К сожалению, насыщенность учебных программ не оставляет времени для изучения истории родного края, а воспитание патриотизма начинается с воспитания любви к своей малой Родине. В данной ситуации роль системы дополнительного образования, раздвигающей рамки образовательно-воспитательного пространства, неоценима. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный музей», реализуемая на базе школьного музея МБОУ «СОШ №2», направлена на развитие интереса к истории города Скопина, на воспитание любви и уважения к своей «малой» Родине. Программа знакомит учащихся с природными, социокультурными особенностями города Скопина и Скопинского района. В школьном музее представлены экспозиции по таким темам, как «История школы», «Страницы военной истории», «Выпускники школы – участники локальных войн», «История моей семьи в истории cтраны», «Знаменитые выпускники школы». Участие подростков в поисково-собирательной работе, в изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, конференций, социально-значимых акций, встреч с участниками военных событий способствует формированию у них ценностного отношения к истории малой родины.